День инженера-механика ВМФ России в 2024 году. Праздники 10 января
День инженера-механика ВМФ России в 2024 году отмечается 10 января. В 1996 году, в этот день, Главнокомандующий ВМФ России учредил праздник в честь инженеров-механиков ВМФ России.
День инженера-механика ВМФ России в 2024 году. История праздника
История морской инженерной службы начинается в середине XIX века, когда закончилась эпоха парусного флота и начался переход к флоту паровому. Парусные суда стали оснащаться паровыми двигателями, которые требовали соответствующего обслуживания. Машинное отделение стало сердцем корабля, от его работы зависела жизнь корабля и экипажа, а также успешное выполнение сражений и повседневных задач.
Благодаря инициативе начальника штаба флота А.С. Меншикова в 1854 году указом императора Николая I от 29 декабря 1854 года и 10 января 1855 года в Императорском Российском флоте был создан корпус инженеров и механиков Морского ведомства. С тех пор эта дата считается Днем военно-морского инженера.
В то время на флоте уже имелись корабли, оснащенные паровыми машинами. Первым военным кораблем такого типа стал «Метеор», заложенный в 1823 году. До создания специальной школы механиков готовили в кондукторских ротах Учебного морского экипажа. Также было установлено официальное звание: Инженер-механик Морского ведомства.
С 1872 года корпус состоял из выпускников механического отделения Кронштадтского технического училища Морского ведомства. До этого времени оно называлось Инженерным училищем Морского ведомства.
В дальнейшем машины и механизмы кораблей становились все совершеннее и сложнее, что требовало от специалистов соответствующего уровня знаний и навыков. В ходе военно-морских реформ в 1905 году флотские инженеры-механики были включены в общевойсковые звания, а в 1913 году — и в военно-морские звания с приставкой «инженер-механик».
Советский период
В советский период подготовку инженеров-механиков ВМФ осуществляло Военно-морское инженерное училище. Это было то самое учебное заведение, которое в сентябре 1917 года переехало из Кронштадта в Петроград. В 1927 году оно было переименовано в «Военно-морское инженерное училище имени Дзержинского».
Через три года оно было классифицировано как высшее учебное заведение, а в 1939 году приставка «высшее» стала официальной в его названии. Фактически до начала Великой Отечественной войны это училище было единственной кузницей кадров для морской техники в Советском Союзе. В послевоенные годы это училище участвовало в формировании новых училищ военно-морской техники в Пушкине и Севастополе.
В 1998 году Всероссийский военно-морской институт имени Ф.Э. Дзержинского и Военно-морской институт имени В.И. Ленина (Пушкина) были объединены в Военно-морской инженерный институт. В 2012 году он был объединен с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А.С. Попова.
В 2012 году он был объединен с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А.С. Попова, после чего стал называться: Военный институт Федерального государственного образовательного учреждения (Военно-морской политехнический институт) — филиала Федерального государственного образовательного и научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Хотя инженеры-механики поначалу воспринимались остальным офицерским составом как равноправные члены флота, очень скоро всем стало ясно, какую роль эти люди играют в жизни и судьбе корабля, а значит, и всего экипажа. Это наглядно проявилось в русско-японской войне, где многое зависело от работы машинной команды и правильной постановки механизмов. В той же войне стало очевидно, что машинисты подвергались не меньшему риску, чем другие.
Тысячи моряков, включая механиков и машинные команды, которые иногда не могли вовремя выйти из своих машин, потому что потеря на борту могла произойти очень быстро, погибли. Трюмные команды, возглавляемые инженерами-механиками, боролись до последнего, чтобы сохранить жизнь кораблям. Наконец, в 1913 году неравенство между инженерами-механиками и остальными офицерами флота было отменено.
Обязанности инженеров-механиков
Обязанности MH-5 (корабельной электромеханической боевой части), в которую входит служба инженеров-механиков, обширны и важны: организация технически правильного функционирования механизмов корабля, проведение ремонта и профилактического обслуживания, выработка навыков действий в аварийных ситуациях, борьба за живучесть и т.д.
Во многом от грамотных действий инженеров-механиков и их подчиненных зависит функционирование многих судовых систем. Это кропотливая и рутинная работа, требующая не только знаний и опыта, но и определенных личных и индивидуальных качеств, таких как настойчивость, решительность, терпение, упорство, находчивость, сила воли, физическая и психическая устойчивость и т.д.
Условия службы инженеров-механиков всегда отличались от условий службы других офицеров флота своими особенностями, связанными с тем, что им приходится работать в замкнутом пространстве, в душных помещениях с высокой температурой, с повышенным шумом, в контакте с техническими маслами и жидкостями.
Система подготовки инженеров-механиков для ВМФ России имеет прочные традиции. Она постоянно развивается с учетом последних достижений в области энергетики и судовых энергетических установок. Система подготовки инженеров-механиков для ВМФ России имеет прочные традиции и продолжает развиваться, учитывая последние достижения в области энергетических технологий и морских энергетических установок.
Какого числа День инженера-механика ВМФ России в 2025 году
В 2025 году 10 января, пятница